Рубрика #АзбукаТрадиций знакомит Вас с народной культурой Зауралья. Народная культура проявляется в самых разных формах и видах: это и сказки, и игры, и кухня, и костюм, и праздники, и многое-многое другое. На каждую букву алфавита мы будем рассказывать об обычаях и традициях нашей малой родины - Зауралья.
Буква «П» - ПОЦЕЛУЙНЫЕ ИГРЫ
Познакомиться, присмотреться друг к другу, а там уже и посвататься - именно с такой целью около века назад деревенская молодежь устраивала вечерки. Здесь пелись песни, звучала музыка, плясали кадрили, а кульминацией молодежной вечерки были поцелуйные игры. Подобные игры основывались на выборе партнера, который сопровождался поцелуями. Старожилы в зауральских селах называли их еще вечерочными или игрищными.
Пары в поцелуйных играх могли складываться разными способами. В некоторых из них партнер доставался случайно, что называется «под удачу», например, кто перед какой девушкой или парнем остановится по окончанию песни, того и целует. Пример подобной поцелуйной игры - «Матрёшка»:
Парни встают в круг спиной внутрь и берутся под руки. Девушки встают во внешний круг лицом к парням. Под песню парни идут в одну сторону, девушки – в противоположную. Кто-то участников регулирует слова песни, от которых зависит дальнейшее действия.
Слова песни: «Шла матрёшка по дорожке, потеряла две серёжки…» Далее следует один из двух вариантов окончания: «Две серёжки, пять колец, целуй девку молодец!» либо «Две серёжки, два кольца, целуй девка молодца!» Как только песня закончилась, те, кого назвали в концовке песни, целуют девушек/парней, оказавшихся напротив них.
Таким образом, за вечер в процессе игры могли перецеловаться между собой практически все участники, а отказываться или выражать явное неудовольствие от поцелуя было не принято. «Парень сядет к девочке, которая и не желала бы, чтобы он ее поцеловал, но отказываться она уже не сможет. Обычай такой. Смеяться будут не над ним, а над ней, что нарушила правило» - вспоминают жители зауральской глубинки.
Бытовали также поцелуйные игры, где выбор пары делается ведущим или кругом играющих. Вот одна из таких игр:
Участники под песню идут хороводом или стоят полукругом. Ведущий, выбирает девушку и парня, которые выходят на середину и становятся спиной друг к другу. По окончанию куплета ведущий топает ногой, и девушка с парнем поворачивают головы. Если повернули головы в одну сторону, то целуются. Затем выбирают новую пару. Играли, например, под такую песню:
Да шла девица к ставнику да
Подмигнула пареньку:
Выходи-ко, мой дружок да,
Поцелуй меня разок.
Ох, увидели дружка да
К ставнику поставили.
Молодую девушку да
Целовать заставили.
Ох, пришёл мой дорогой да
О полати головой,
О полати головой да
Целовочек дорогой.
Часть игр предполагала осознанный публичный выбор партнера, причем, выбор делали как парни, так и девушки. Поведение молодежи в таких играх – прекрасный способ чётко показать своё отношение, проявить симпатию или же антипатию. Примером игры с выбором партнера может служить распространенная на Урале игра «в монаха».
Парень — «монах» — стоит в избе, его спрашивают: «Кто у столба?» — «Монах». — «Кого тебе надо?» — «Монашку (например, Олю)». Девушку подводят к нему, он целует ее, если она ему не нравится, он топает ногою, и девушка уходит. Если же нравится, она остается «монашкой», а он садится. Диалог повторяется: «Кто у столба?» — «Монашка». — «Кого тебе надо?» — «Монаха». — «Какого?» и т. д.