Дорогие друзья, еженедельно мы рассказываем вам о фондах научно-методической библиотеки Центра русской народной культуры «Лад». Сегодня в нашем обзоре мы рассказываем о литературе по ковроткачеству.
Обзор подготовила библиотекарь Центра "Лад" Иванова Л.С.
***
Многие виды прикладного искусства имеют многовековые истоки и остаются по-прежнему популярными, среди них особое место занимает ковроткачество.
Когда появился ковёр – точно никто не знает. Дата его возникновения скрывается где-то в глубине веков. Однако, по сведениям учёных и историков, искусство ковроткачества началось более чем две с половиной тысячи лет назад. Самый древний из дошедших до нас ковров был соткан, предположительно, именно в это время.
Ковроделие у разных народов известно с глубокой древности. Оно тесно связано с ручным ткачеством. Ткаными коврами увешивали каменные стены, покрывали глинобитный пол. Защищая жилище от холода, человек заботился о красоте.
Ковроткачество – древнейшее искусство, которое своими корнями уходит на Древний Восток.
Частью восточной культуры являются знаменитые ахал-текинские ковры – наиболее интересные и дорогостоящие виды туркменских ковров; среди кавказских ковров ручной работы - азербайджанские, армянские и др.
В процессе ткачества были найдены и отработаны разнообразные приёмы ковроделия. В каждом регионе на определённом этапе они сложились в самостоятельную традицию. Так, например, для средневекового европейского ковроткачества стала характерная шпалера, для украинского – килимарство, для русского ковроделия стал типичным безворсовый ковёр с пышным цветочным узором.
Поистине огромно разнообразие композиций, которое наблюдается в русских коврах как современных, так и старинных, сохранившихся до наших дней.
Все книги по коврам и ковроделию, с которыми можно познакомиться в данном обзоре, прекрасно иллюстрированы, даются сведения о центрах ковроткачества, технология изготовления.
Ковры и гобелены в собрании Государственного Исторического музея: [текст]: [альбом] / Гос. Ист. музей. – М.: Внешторгиздат, 2009. – 47с.
В книге собраны гобелены и ковры Западной Европы, русские ковры и гобелены.
Музейное собрание ковров и гобеленов – свидетельство таланта, вкуса и мастерства народов нашей страны, источник вдохновенья для многих поколений художников и зрителей.
Упоминаются в книге и известные канашинские ковры – вместе с омскими относящиеся к сибирским.
Советские ковры ручной работы / Новоэкспорт. – М.: Внешторгиздат.
В этой книге – широкий ассортимент ковров и ковровых изделий разных стран: республик СССР (Туркмении, Азербайджана, Армении), стран ближнего и дальнего Зарубежья: Чехословакии, Югославии, Польши, Ирана, Турции и т.д.
Велико многообразие ковров ручной работы: туркменские «Ахал-Текин» (Бухара), «Теке-Мары», «Пенди»; азербайджанские «Куба-Ширван и мн.др. На карте каждой страны обозначены центры ковроткачества.
Левин, Л.М. Ковры и ковровые изделия / Лев Моисеевич Левин, Владимир Исаакович Свердлин; ред. Н.А. Колчинская. – М.: Гос. изд-во торговой литературы, 1960. – 144 с.
Изготовление на машинах различных типов ковров свидетельствует о развитии техники ковроткачества.
Цель настоящей книги – ознакомить работников торговли и широкие круги читателей с ассортиментом ковров и ковровых изделий ручной и механической выработки, особенностями их художественного оформления и процесс
Яковлева, Е.Г. Русские ковры / Елена Григорьевна Яковлева; ред. Н.Е. Квелч. – М.: КОИЗ, 1959. – 148 с. – (Художественные промыслы РСФСР).
Русское ручное ковроделие развивалось на протяжении многих веков, находясь в неразрывной связи с другими видами художественных ремёсел и отражая как общерусские, так и местные традиции народного декоративного искусства.
Производство русских ковров было сосредоточено в Курской, Тюменской, Воронежской, Пензенской, Тюменской, Курганской областях.
Кроме цветочных орнаментов и геометрических узоров, художники разрабатывают образцы сюжетных ковров, главным образом, детских, с изображением животных и птиц. К таким коврам можно отнести выполненные в Курганской области ковры: «Косули» Л. Новиковой, «Охота» худ. З.А. Пучковой (село Канаши, артель им. Н.К. Крупской, 1957 г.), «Сказы Бажова»; вытканные в Пензенской области «Звери-малыши» Л. Зубовой, в Курской области – «Морозко» Л. Зубовой, а также «Царевна-лягушка» Г. Воликова в Омске.
Почти половину книги занимают иллюстрации, на которых указано название ковра, кто его художник, кем он был выполнен.
Бетехтин, Г.А. Технология ковроделия РСФСР / Г.А. Бетехтин, Л.К. Зубова, Б.А. Ломанский. – М.: Всесоюзное кооперативное изд-во, 1955. – 232 с.
В книге даётся описание видов ковров и ковровых изделий, приводятся сведения по материаловедению, виды красителей, способы и рецептура крашения шерстяной пряжи, описываются подготовительные процессы ковроткачества, ковроткацкие станки и инструменты. Одна из глав посвящена строению и анализу ткани ковров ручной выработки.
Уталишвили, Н.А. Эксклюзивный гобелен: техника. Приёмы. Изделия / Нелли Александровна Уталишвили. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2009. – 80 с.: ил. – (Золотая библиотека увлечений).
Интересны техники ткачества: репсовое переплетение, другие техники. Искусно выполняется создание цветовых переходов, выполнение изделия по картону.
Изображение на тканом полотне – гобелене – создаётся вместе с самим полотном. Каждая ниточка – это штрих в будущей картине. Работы ткутся либо на деревянной раме, которую можно изготовить самостоятельно, либо на гобеленовом станке, его может сделать сварщик. Автор не только познакомит с техническими тонкостями своего ремесла, но и откроет секреты гармоничных цветовых переходов и поможет научиться воплощать на полотне любые сюжеты.
Лещенко, Т.А. Техники ручного ковроделия / Тамара Анатольевна Лещенко, Зоя Александровна Планида. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 160 с.: ил. – (Город мастеров).
В книге дана технология производства нетканого гобелена, процесс изготовления ковров и панно.
Пашков, А.А. Шадринское ручное ткачество: краеведческие очерки / Пашков Анатолий Александрович. – Шадринск: Исеть, 2000. – 176 с.
В Зауралье ручное ткачество появилось во второй половине XVII – начале XVIII веков.
Шадринский уезд был богатым в сельскохозяйственном и промысловом отношении. Немудрено, что в Шадринске и народных земских училищах имелись рукодельные классы.
В Шадринском уезде развивалось ткачество, в частности, ковров. Этот промысел пришёл к нам из Тюмени. У крестьян для окраски пряжи применялись естественные красители. Цветов было немного – красный, синий, зелёный, жёлтый, чёрный. Но, используя их сочетания, мастерицы добивались большого художественного эффекта – звучности красок, гармонии в рисунках.
В данной книге прослеживается путь становления Канашинской ковроткаческой фабрики, от её зарождения как артели, до развития в качестве крупного звена производства, когда ковровые изделия её участвовали в международных выставках в Лейпциге, Будапеште, Познани, Дамаске и др. городах.
В книге также есть глава «Русское ткачество в русском устном народном творчестве», где приводятся тексты хороводных, игровых, плясовых песен, связанных с посевом, обработкой ткацкого сырья, ткачеством, пряжением.
На титульном листе книги – дарственная надпись Центру русской народной культуры «Лад» от автора.
Ковры – это одно из самых замечательных изобретений человечества. Утилитарная их функция заключалась первоначально в защите от холода. Но со временем ковры приобрели и декоративную направленность, стали одним из способов украсить своё жилище. Именование «персидский ковёр» стало уже нарицательным.
Советские ковры, ещё недавно такие популярные, постепенно вытесняются современными текстильными изделиями, и найти их можно в немногих теперешних интерьерах. Но все они представляют собой большую ценность, так как технологии производства, материал теперь совсем другие, и мало какое из этих произведений художественного творчества можно повторить.