В стародавние времена на Зауральской сторонушке жили-были бок о бок с людьми лесные и домашние духи, водяные и русалки, черти и колдуны, огненные змеи – представители темной и нечистой силы. Это всё соседи человека – опасные, часто невидимые или принимающие невинный вид перевертыши. Так о чем мы толк ведем?
А мы продолжаем рубрику «ВОЛШЕБНЫЕ СУЩЕСТВА ЗАУРАЛЬЯ».
Славен Шадринский край быличками, заговорами, сказками, легендами, которые живут и сегодня. В ней мы будем рассказывать о чудесных существах, бытующих в фольклоре нашего Зауралья. Они всегда выглядят пугающе, стремятся предупредить человека или навредить ему. От них никуда не деться, но необходимо научится жить рядом с ними!
«Может тебя кто-то изурочил?» - говаривали в старину. Кто мог это сделать? Навести порчу, изурочить, сглазить? Сегодня мы будем говорить о ведьмах и колдунах. Кто они такие?
Вера в ведьм и колдунов пришла к нам из глубокой древности и до сих пор широко бытует по деревням и городам. Колдунами и ведьмами называли людей, владеющих магическим знанием и использующих его в основном в дурных целях, для нанесения вреда окружающим. Им приписывали связь с нечистой силой и верили, что они продают свою душу дьяволу.
В Зауралье обладателей тайных знаний называли знаткими. Хотя встречается еще такое название – волхит, волхитка, волхиты. А. Н. Афанасьев в первой части тома «Поэтических воззрений славян на природу» возводил слова «ведун» и «ведьма» (колдунья, вещица) к одному корню «вед» (от глагола «ведать» в значении знать) - это кудесник, колдун, обладающий многообразными знаниями и способностями, имеющий власть над стихиями, «ведающий» прошлое и будущее. Он, однако, скорее злое, нежели доброе существо: он может «снять» луну, наслать порчу, несчастья и болезни, а также град, засуху и т. п.» Знаткие свои магические знания, умения или получают как наследство, или как «науку», переданную ведуном. Считалось, что любой человек может получить сверхъестественную силу по договору с нечистой силой. Чтобы стать знатким, следовало пройти особый обряд посвящения, при котором приобретались магическая сила и помощники. Обычно подобные обряды производились в «нечистых» местах, например, в бане, на перекрестке дорог или в лесу.
В селе Звериноголовское Курганской области рассказывают такую быличку. «Жил-был мужик – знаткой. Пойдет, куда хочет, наберет, что захочет, так как знал словинку. А другой ему и говорит: «Научи, мол, меня этой словинке». – «Пойдем! – говорит знаткой, - Только делай, что я хочу, а то худо будет». И пошли они в баню. В двенадцать часов ночи дверь открывается и забегает в баню пес ростом с лошадь, из пасти огонь дышит. «Лезь к нему в пасть,» - говорит знаткой, а тот бежать, и стал ему знаткой в след ножи кидать. Несколько дней знаткого никто не видел. И тут вдруг пришел весь побитый, измученный и ругает того мужика: «Ах, он, мошенник, не послушал меня! Черти еле живого меня оставили». Этот человек не смог справиться с предоставленными ему испытаниями, и тогда колдун стал жертвой нечистой силы. Если же проверка была бы пройдена, нечистая сила снабжала бы новоиспеченного колдуна на всю его жизнь помощниками, которым он обязан был бы давать работу.
О проклятье, об уроках, сглазе, не добром слове… В книге В. П. Федоровой «Народная культура в Зауралье: несказочная проза» говорится: «Это предание было услышано мной от подруги – Екатерины Сергеевны Серковой 1990 г. р., учится в медицинской академии в Челябинске, а ей пришло от бабушки – Логиновой Валентины. Пришло придание еще от бабушки самой Валентины – крестьянки из вольноотпущенных. Текст умалчивает о том, чем прогневала эта женщина свою соседку – колдунью в деревне под Пермью. Колдунью эту знали жители окрестных деревень, и, говорят даже в столице о ней слава шла. Она наложила на род проклятье, состоящее в том, что самые страшные моменты в своей жизни эта семья будет переживать по два раза. И сейчас, как рассказывают Катина мама и бабушка, перед смертью своих родителей (дедушка Кати умер) женщины видят вещие сны. Они видят, какая судьба уготована им, видят, что их родители уйдут из жизни, но не могут судьбе противостоять. В течение недели родители умирают именно при тех обстоятельствах, той смертью, которая снилась их детям. Это проклятье передается в их роду по женской линии, и оно должно прекратиться, когда в этой ветви родится мальчик».
Часто колдунов представляют угрюмыми, молчаливыми, необщительными, обидчивыми. Иногда же, наоборот, им, особенно женщинам-ведуньям, приписывают безмерную болтливость. Такие постоянно у всех что-нибудь просят, и с ними нужно быть осторожным, так как, по поверьям, вместе с вещью колдуну можно отдать и свое счастье. В селе Щучьем студентка Е. Бобошина записала в 1986 г. от своей бабушки Е. П. Баяркиной (1920 г. р.) быличку о том, что даже солдат убедился в существовании знатких и их силы: «Жила на краю деревни злая старуха. Никуда не ходила, ни с кем не зналась. По деревне поплыл слух, что она колдунья. В эту пору в деревню вернулся солдат. Он отслужил армию, был смелым, сильным. Стал насмехаться над слухами, «над этой болтавней». Он поспорил с мужиками, что придёт к той старухе в гости и убедится, что никакого колдовства на свете нет, что она ничего не знает. Так он и сделал. В один из дней пришёл в дом, сел на лавку. Осмотрелся. Бабушка на печи сидит. Он напротив печи сел. «Здраствуйте, - говорит Петр (его Петя звали), бабушка. Вот пришел к тебе в гости». Старуха глядит на него, молчит. А у него была привычка пепел стряхивать в пепельницу, а дым пускать в печь. Откуда ни возьмись, на столе появилась пепельница. Вдруг старуха зашептала что-то, пепельница вдруг подпрыгнула и угодила Петру прямо в лоб. Вскрикнул солдат, вскочил и бегом из страшного дома. Больше не смеялся над страхами людей».
Они (знаткие) - оборотни и могут превращаться в колесо, свинью, быка, собаку, кошку, ворону или сороку. В Самохвалове Шатровского района Е. Г. Неустроева (1924 г. р.) передает то, что услышала еще в детстве: «В старое время была в деревне женщина. Она умела обращаться то в свинью, то в барана, то в сороку. Вот повадилась она к одному мужику прилетать сорокой. Прилетит на окошко и что-нибудь да украдет. Надоело мужику. Лето, жарко, окно открыть надо, а тут сорока. Он и говорит, как она в окно села: «Еще раз прилетишь, лапу отрублю». Сорока на другой день опять прилетела. Он ей лапу отрубил. Потом люди увидали, что у одной женщины завязана рука. Все поняли, что к чему».
В народе, хоть и обращались к колдунам и ведьмам за помощью, подчас уважали их за знания, но все же больше боялись и не любили. Е. П. Бояркина (1926 г. р.) из Щучья рассказывала: «Пришла пора умирать колдунье, а завещать свое колдовское дело некому. Позвала она к себе одну крестьянку и попросила, чтобы та приняла в дар книги с колдовством. Хотела передать ей и секреты. Однако женщина не согласилась на уговоры и ушла. Колдунья чувствует, что уже пора умереть, а не может, не пускают ее на тот свет. Металась она в крике и слезах по комнате целую неделю, каталась по дому. Только через семь дней ушла на тот свет. Посмотрел на ее муки народ, и никто из людей не пожалел ее и не пожелал заняться ее делом. Взяли люди и сожгли злые ее писания». Вот такая история…
А вы верите в существование знатких?