Рубрика #АзбукаТрадиций знакомит Вас с народной культурой Зауралья. Народная культура проявляется в самых разных формах и видах: это и сказки, и игры, и декоративно-прикладное искусство, и кухня, и костюм, и многое-многое другое. Сегодня в нашей рубрике вновь буква «Д».
Буква «Д» - ДВОЕДАНЕ (старообрядцы, раскольники)
Двоеданами называли противников церковной реформы 1650-1660 гг, проведенной патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем. Патриарх Никон пригласил в Москву греческих ученых, которые должны были сравнить русские православные книги со старогреческими и выявить отличия в исполнении ритуалов. Ученые пришли к выводу, что русская церковь за несколько веков отошла от византийских канонов, и для приведения обрядов в единство Никон ввел ряд изменений (креститься не двумя, а тремя перстами, имя «Исус» писать с двумя «и», крестный ход проводить не по солнцу, а наоборот и т.д.). Эта реформа привела к расколу в Русской православной церкви. «Раскольники», как стали называть противников реформы, ушли на восток – на Урал, в Сибирь. Так возникло старообрядчество.
Согласно указу Петра I все раскольники мужского и женского пола были обязаны платить двойную подать, отсюда и пошло наименование «двоедане», которое крепко прижилось среди народа. Обязательный двойной налог был отменен лишь Екатериной II, которая прекратила преследования старообрядцев.
Особое распространение старообрядчество получает на Урале с развитием здесь промышленности. Множество двоедан проживало на территории современных Свердловской, Курганской, Тюменской областей. В Шадринском и Шатровском районах Курганской области немало старообрядческих сел: Мальцево, Коврига, Неонилино, Ильино, Вознесенское, Яутла. В Мальцево, к примеру, старообрядцев проживало до 90% от всего населения, и только 10% составляли православные, как их в Зауралье называли, мирские.
Зауральские старообрядцы хранили верность «истинной вере» и «древлему благочестию», отличаясь замкнутостью и патриархальностью в быту. Ими особенно ценились такие черты как бережливость, честность и добросовестность в делах, умеренность в еде и одежде, опрятность и аккуратность, отказ от мотовства, тунеядства, курения, пьянства. Высоко ценили старообрядцы труд, который представлялся как добродетель, праведное деяние, богоугодное дело.
Соседство мирских и двоедан в зауральских селах нашло отражение и в частушках.
***
Милый мой матанечка,
Я тебе не парочка.
Ты высок, я низкая,
Ты двоедан, я мирская.
***
У гармошки у двухрядки
Попробились уголки.
Возьму замуж двоеданку
Замаливать грехи.
***
Двоеданскому милёночку
Закладу боле дам.
А мирскому милёночку –
Конопляну верёвочку.