Рубрика #АзбукаТрадиций знакомит Вас с народной культурой Зауралья. Народная культура проявляется в самых разных формах и видах: это и сказки, и игры, и кухня, и костюм, и песни, и праздники, и многое-многое другое. На каждую букву алфавита мы будем рассказывать об обычаях и традициях нашей малой родины — Зауралья.
Буква «К» - КВАШНЯ
Квашня – деревянная или глиняная ёмкость для замешивания теста. В местном говоре встречается два варианта ударения: квАшня и квашнЯ. Помимо этого термина в зауральских селах используются и другие наименования предмета: квашонка, квашеник, латка, ладка, дёжа.
Квашни делались самых разных размеров, средний диаметр составлял 30-40 см, но мог достигать и метра: большая ёмкость позволяла выпечь достаточно хлеба для большой семьи на неделю вперёд. Деревянные квашни изготавливали из липы, осины, дуба, они имели цилиндрическую форму и могли быть выдолблены из цельного куска дерева или составлялись из дощечек, плотно пригнанных друг к другу и перетянутых обручами из дерева или железа. Глиняная квашня представляла собой сосуд, расширяющийся к верхнему краю. Ее нередко украшали незатейливым орнаментом или покрывали глазурью.
Накрывали квашню с подходившим тестом крышкой, чистым полотенцем или же специальным отрезом ткани – квашенником (наквашенником). У заботливых хозяек такой предмет мог быть даже украшен вышивкой.
Квашня могла использоваться не только по прямому назначению, для замеса теста, в Зауралье, например, на зимние святки девушки гадали, надев квашню на голову: в которую сторону девица пойдет, оттуда и жених будет. В северных губерниях России квашню использовали в обрядах, связанных со строительством нового дома: при переезде в только что построенный дом первой вносили квашню с опарой, приготовленной в старой избе, и хлеб пекли уже на новом месте. А в южных губерниях России накануне свадьбы невесте полагалось сесть на перевернутую квашню, чтобы быть плодовитой в браке.
Квашней называли также порцию теста, которое в таком сосуде замешивали. Вот как описывается этот процесс в книге «Русский дом» Л. А. Саверского: «Девочек 6-7 лет бабушка учила, как заводить квашню на хмельной опаре: горсть хмеля, вода – кипяток, соль, немного муки. Когда опара поднималась в тепле, добавляли остальную муку. Через несколько часов «притворяли» квашню – мешали ее весёлком, накрывали чистой холстинкой… Если в квашню добавляли немного простокваши, хлеб был особенно пышным, высоким, ноздреватым».
В Зауралье бытовала поговорка: «У кого квашня, тому нет тошня» в значении «Хорошо тому, у кого есть еда».
О квашне в значении поднимающегося теста существует немало загадок:
● Не живой, а дышит (квашня).
● Выше дерева растет (квашня).
● Без рук, без ног в гору лезет (квашня).
● Без рук, без ног, а на печь лазит (квашня).