Рубрика #АзбукаТрадиций знакомит Вас с народной культурой Зауралья.
Народная культура проявляется в самых разных формах и видах: это и сказки, и игры, и кухня, и костюм, и песни, и праздники, и многое-многое другое. На каждую букву алфавита мы рассказываем об обычаях и традициях нашей малой родины – Зауралья.
Буква «Ж» - ЖЕСТОКИЙ РОМАНС
В первой половине XIX века в России сложился новый музыкальный жанр - романс. История появления этого жанра берет начало в Средневековье, когда по дорогам Испании странствовали поэты, которые сочиняли и пели мелодичные песни, в коих повествовалось о подвигах храбрых рыцарей во имя возвышенной любви к прекрасным дамам. Постепенно такие песни распространились далеко за пределы Испании, в том числе, и в России.
Появившись в России, романс довольно скоро сформировал несколько поджанров — классический (высокий или салонный), являвшийся плодом творений профессиональных композиторов, а также городской (бытовой), жестокий, цыганский и др. Во второй половине XIX века особенно активно в городах и пригородах России распространялись городской и «жестокий» романсы, сочиняемые авторами из народа. Именно тогда были написаны шедевры, которыми впоследствии восхищался весь мир, в том числе, романсы «Дорогой длинною» и «Ямщик, не гони лошадей».
Жестокий романс - это разновидность романса, которая стала невероятно популярна в мещанской среде на рубеже XIX-XX веков. Отличительными чертами его являются общедоступность, соответствие вкусам широких кругов городского населения вплоть до окраин. Авторами и исполнителями подобных произведений стали оказавшиеся в городе бывшие крестьяне, рабочие, мелкие лавочники.
Для жестокого романса характерны обыденные бытовые сюжеты, повествовательность, преувеличенный мелодраматизм, надрыв в изображении чувств и чрезмерность страстей, неизбежная трагическая концовка. Набор тем и сюжетов жестокого романса невелик: утраченная невинность, измена любимого, ревность, внебрачное дитя, кровосмесительная связь, убийство или самоубийство, сиротство, тюрьма. Концовка также предсказуема: это трагическая гибель героя, самоубийство, смерть от горя и тоски либо терзания совести.
Один из самых распространенных сюжетов - соблазнение девушки коварным ловеласом, после чего нечастная сводит счеты с жизнью либо терзается от горя. Распространен и сюжет про взаимоотношения сирот и мачехи: отец после смерти жены приводит в дом новую супругу, которая требует избавиться от пасынка или падчерицы. Нередки сюжеты и про девицу, убившую брата за то, что тот не дает встречаться с возлюбленным, и про смерть девушки после домогательств родного брата, и убийства на почве ревности и измен.
Ниже приводятся примеры романса, записанные в Катайском и Шатровском районах Курганской области.
***
В далеком поместье Кавказа
Девица Тамара жила.
Гуляла она на приволье,
Гордилась своей красотой.
Вот с нею случилось несчастье,
В апреле-то, ранней весной.
Тамара в кино собиралась,
Одела как надо пальто.
Вот с ней человек повстречался,
Он в кепке, в суконном пальто.
Тамара мужчину не знала,
Не знала, что с ним говорить,
Тамаре он внес предложенье
До дому ее проводить.
От нервности сердце дрожало,
В сомненье горело лицо.
Тамара, подумав, сказала:
«Пожалуйста», - только и все.
Он зверски над ней надругался,
Измучил, оставил одну,
Но милая добрая Тома
Недолго блуждала в лесах.
Тамара была уже дома
В печали, тоске и слезах.
***
Старик высокий, черноокий,
А я как розочка цвела,
Старик дарил мне все подарки,
Браслеты, кольца, жемчуга.
Да я по глупости не знала,
Брала подарки старика,
И незаметно все влюблялась,
В него, седого старика.
Отец узнал, прогнал из дома,
А мать навеки прокляла,
А я пошла по той дороге
И повстречала старика.
И обняла его рукою:
«Старик ты мой, а я твоя».
Он оттолкнул меня ногою:
«Уйди, девчонка, от меня».
И я опять пошла дорогой,
Котора к линии вела,
И долго, долго я стояла,
И долго поезда ждала.
Вот мчится поезд по уклону,
И я на линию легла.
И загубила жизнь младую
Из-за седого старика.
***
Хотите драму расскажу,
Своими я видел глазами:
Судили девушку одну,
Она млада была годами.
- Его я жертвою была
И воровать порой ходила,
А деньги все, признаться вам,
Я другу милому носила.
Однажды я иду домой
И возвращаюся с добычей,
А он, злодей, идет с другой,
А сам смеется надо мною.
Но тут не выдержала я,
И отомстить ему решила,
Кинжал вонзила ему в грудь
И наконец, его убила.
Я прихожу назад домой,
А на столе лежит записка:
Явиться мне в народный суд
По делу моего убийства.
Я прихожу в народный суд,
А зал наполнен был народом,
А судьи все вокруг ее,
Конвой проложил ей дорогу.
Она просила говорить,
А судьи ей не отказали,
Когда закончен был рассказ,
Все в зале слезно зарыдали.
Никто не видел, как она
Тут крошку яда проглотила,
И повалилася она,
Последний звук в груди раздался,
У судьи приговор в руках
Так не зачитанным остался.