Перейти к содержимому

«Бережный хранитель старины»

Дорогие друзья, регулярно мы рассказываем вам о фондах научно-методической библиотеки Центра русской народной культуры «Лад». Сегодня у нас обзор книг по творчеству Л.А. Саверского «Бережный хранитель старины».

Подготовила библиотекарь Центра "Лад" Иванова Л.С.

Саверский Леонид Алексеевич (4.10.1940 – 30.10.2020) –фольклорист-этнограф, заведующий отделом фольклора и этнографии ГУ Областного методического объединения «Культура» в г. Кургане.

Посвятил свою жизнь изучению и сохранению зауральского традиционного народного творчества.

Родился в селе Звериноголовском. В 1963 г. окончил Курганское музыкальное училище по специальности «Учитель музыки, руководитель хорового коллектива», в 1975 году - Челябинский государственный институт культуры по специальности «Клубный работник высшей квалификации, руководитель самодеятельного хорового коллектива».

С 1979 г. – директор Областного научно-методического центра народного творчества и культурно-просветительной работы.

С 1992 г. исследует традиции, обычаи, праздничную культуру славянских и тюркских народов Зауралья. Объехал более 90 населённых пунктов Зауралья, собрал большое количество фольклорно-этнографического материала: песни, частушки, сказки, наигрыши, обряды. Обрабатывал материалы, собранные в деревнях и сёлах Зауралья, классифицировал их по жанрам, географическим вехам, историческим корням.

С 1992 по 2007 годы Леонид Алексеевич работал в Курганском областном научно-методическом объединении «Культура» редактором, заведующим отделом фольклора и этнографии. С 2007 года работал исполняющим обязанности заведующего отделом традиционной народной культуры, ведущим методистом по национальным культурам Курганского областного центра народного творчества.

Леонид Алексеевич Саверский подготовил к изданию ряд фольклорно-этнографических и песенных сборников и буклетов, в том числе сборник «Народные праздники Зауралья» в двух частях. В 2013 г. издал книгу «Русский дом» в двух частях.

Книги о народном быте, устройстве сельского дома, укладе жизни крестьянской семьи будут как нельзя более актуальны в преддверии одного из молодых российских праздников – День семьи, любви и верности.

Народные праздники Зауралья /автор-сост. Л.А. Саверский. Кн.1 – Куртамыш: Куртамышская типография, 2005. – 686 с.

Книга неординарна, оригинальна и представляет огромную ценность для этнографии, истории, филологии, этнолингвистики, музыкальной фольклористики. Особую ценность представляют фольклорно-этнографические материалы, собиравшиеся на территории Зауралья в течение 30 лет (1975 – 2005 г.г.) М.Г. Екимовым, Г.И. Ивановым-Балиным, Л.А. Саверским, Е.С. Хабаровой, Э.А. Чебыкиной и др.

Описание календарных праздников дано как в авторском изложении, так и в форме рассказов жителей зауральских сёл и деревень. Впервые публикуется музыкальный материал зимних календарных песен Курганской области.

К зимним праздникам, например, Святкам, подобраны прибаутошные песни, побасенки, присказки, шуточные песни.

Ориентироваться в книге помогают многочисленные указатели: исполнителей, собирателей; географический; алфавитный указатель нотированных песен; список сокращений.

Словарь диалектных и устаревших слов позволяет окунуться в старину: божница – полка с иконами, величать – называть почтительно по возрасту, дежа – квашня, жихарько – сказочный маленький человечек, петух; кичиги – созвездие трёх предрассветных звёзд; созвездие Орион; колок – небольшой островок леса среди пашен и лугов.

Народные праздники Зауралья /автор-сост. Л.А. Саверский. - Кн.2. – Куртамыш: Куртамышская типография, 2008. – 739 с.: ил. + 32 л. цв. ил.

В книге собраны этнографические материалы традиционных календарных праздников Зауралья — весеннего, летнего и осеннего календаря, также обозначено современное прочтение праздников весенне-летнего цикла, представлены сценарии, собранные работниками учреждений культуры в разных районах Курганской области. Архивные документы, редкие публикации и научные статьи о традиционной культуре Зауралья позволяют по-настоящему прикоснуться к старине.

Книга «Русский дом» - это сборник о семейно-бытовых традициях, обрядах, говорах, молитвах, заговорах, поверьях в рассказах и песнях старожилов Зауралья. За эту книгу Леониду Алексеевичу в 2017 г. вручили премию Союза писателей России «Имперская культура» им. Эдуарда Володина.

Русский дом: русские семейно-бытовые традиции, обряды, говоры, заговоры, молитвы, поверья в рассказах и песнях старожилов Зауралья. Ч. I – Шумиха: Шумихинская межрайонная типография, 2013. – 588 с.: ил. + 32 с. цв. вкл.

Дом для наших предков – это целый мир. Крестьянские дети обучались вести хозяйство, заниматься ремеслом именно так, как было заведено их родителями, пожилыми членами семьи. В первой главе рассказывается о родном доме жительницы одного из районов Курганской области, как устроен был, как повлияли на него потрясения начала ХХ века – I Мировая война и Гражданская.

В Частоозерском районе с 2017 г. с материалами книги работали на уроках истории, краеведения, географии. Ребята с учителем ходили по селу, смотрели, каким образом построены дома, пытались воссоздать крестьянский двор, рисовали сельское подворье, каким оно было 100-150 лет назад.

Русский дом / авт.-сост. Л.И. Саверский. - Ч. II. – Курган, 2018. – 480 с.

В книге - русские легенды, мифы, эпические баллады, духовные стихи, старинные и современные сказки, басни, говоры, диалектные и фразеологические словари, пословицы и поговорки, присказки (конец XIX – вторая половина XX – начало XXI века) в рассказах старожилов Зауралья.

Много внимания в книге уделяется сведениям о воспитании детей. Крутыми нравами в Зауралье отличались казаки. Сын для них – будущий глава семейства, продолжатель рода, защитник. В поселке Казак-Кочердык Целинного района пятилетнего малыша сажали на коня, так проверялась его мужественность – усидит на коне или нет. Девочек с шести лет приучали правильно мыть пол.

Народные рецепты приготовления разносолов, пищи позволяют узнать о гастрономических предпочтениях наших предков, о полезной пище, которая действительно помогала сохранить здоровье человека.

Обширен список использованной литературы, в книге нашли место репродукции с картин мастера кисти, народного художника России Германа Алексеевича Травникова; мастера вышивки, художника по костюмам Галины Сергеевны Душкиной.

Жизнь Леонида Алексеевича – поистине подвиг огромной собирательской деятельности. Он приложил много усилий к изучению народного быта, записывал произведения устного народного творчества (песни, сказки, загадки). Большая его заслуга в том, что он организовывал специалистов на работу по собиранию фольклора. В результате получилось большое собрание памятников устной словесности, представляющее значительный научный интерес.

Яндекс.Метрика