Продолжаем публиковать материалы участников конференции, проводимой в рамках этнолого-краеведческого фестиваля имени М.Г. Казанцевой «Приисетье в пространстве и времени». Сегодняшний материал «Ямская гоньба» подготовила Виктория Свинина из краеведческого клуба «Мы - шадринцы» при Доме детства и юношества «РИТМ». История – это память, которая обогащает своим опытом каждое новое поколение. Чтобы меньше делать ошибок сегодня, нужно внимательно изучать этот опыт, так как за событиями стоят отдельные люди, семьи, целые династии…
Память – хрупкая и драгоценная вещь, её следует беречь, а иначе легко потерять тонкую нить, соединяющую прошлое и настоящее. Ведь именно в памяти потомков остается жить история и её действующие лица. В своей работе мне хотелось приоткрыть еще одну страничку истории нашего родного города. В то давнее время все в России двигалось на лошадях. По почтовым трактам мчались на тройках, предупреждая о себе звоном колокольчиков, курьеры, почтари и высокое начальство; на перекладных, меняя на станциях лошадей, поспешали казенные чиновники; неторопливо двигались по дорогам, коротая ночи на постоялых дворах, крестьянские обозы. Состоятельные люди ездили по делам на своих экипажах, прихватив в дорогу на первый случай несколько охапок сена, мешков овса и какой-нибудь провизии для себя. В дороге, между прочим, были свои правила движения. Например, если навстречу двигались груженые обозы или экипажи с колокольчиками (колокольчики разрешались только на курьерских или почтовых экипажах) — сворачивай в сторону! Или, если на твоей подводе меньше людей — сворачиваешь ты, если наоборот — сворачивает встречная. При тогдашних узких дорогах особенно был труден объезд попутных возов — сани постоянно стукались друг о друга. Станции финансировались из уездного, земского бюджетов, но содержали их частные лица, в большинстве своем — крестьяне-ямщики. Однако, казенные деньги расходовались не абы как, не по блату, а по результатам проводимых торгов, довольно жестких и упорных. Занятие извозом на российских дорогах иногда было рискованным: сбившись с дороги зимней ночью, можно было замерзнуть насмерть; постоянно приходилось опасаться набегов разбойников. Поэтому работа требовала от ямщиков удали, бесстрашия. С открытием в России первых железных дорог потребность в услугах ямщиков стала уменьшаться, по своему положению они стали все более приближаться к государственным крестьянам. Тем не менее, ямщики в России сохранялись до начала XX в. «Ямская гоньба» - о шадринском ямщике Никите Пантелееве, изображение №1 В Сибири ямщики появились на рубеже XVI—XVII вв. в связи с устройством ямов. Этим занимались специальные ямские устроители (обычно имевшие чин не ниже сына боярского). Основную часть ямщиков сначала набрали из «охочих людей» в Европейской России; затем их ряды пополнялись местным населением. Ямы, действовавшие в Сибири: Верхотурский, Туринский, Тюменский, Тобольский, Самаровский и Демьянский, впоследствии Тарский. Скорость езды зависела от времени года и погодных условий. В середине XIX в. «на дружках» проезжали в сутки летом от 200 до 250, а зимой – от 300 до 350 вёрст. Самой высокой была скорость в Барабинской степи, там ровный рельеф местности позволял поддерживать в зимнее время скорость до 15–18 верст в час. В архивах отмечается, что сибирские лошади отличались редкой выносливостью, они способны бежать в упряжке до 100 вёрст в день. Быстрота передвижения грузовых обозов обеспечивалась тем, что на кормление лошади не требовалось особого времени. На постоялых дворах лошадей только поили и ставили на отдых, а кормили во время пути. К каждому возу была приделана кормушка с сеном, овсом и снегом – зимой, а летом корм смачивали водой. Лошади, идущие сзади, питались во время пути. До отхода обоза лошадей тщательно откармливали дней десять, в первый же день пути их не кормили, на второй остановке давали примерно три килограмма овса и глоток воды. На последующих остановках выдача овса и воды постепенно увеличивалась и, наконец, лошадь могла пить и есть вволю. Крестьяне считали, что без такой поддержки в обозе лошадь потеряет силы и не сможет их восстановить. Цена пассажирских перевозок в Западной Сибири также была невысока – не более гроша (две копейки) с лошади и версты. Да ещё за перевоз через реку в летнее время надо было доплатить по 30 копеек с лошади. Современник так описал поездку в Западной Сибири: «Колокольца звякнули, зашлись в вой, и мы понеслись! В России любят ездить шибко; в Сибири любят ездить сломя голову; ко всему тому малорослые сибирские лошади, круглые, сытые и проворные, далеко превосходят разбитых кляч на русских почтовых станциях». В извоз пускались в основном люди здоровые, крепкие и выносливые. Пьянство среди извозчиков не поощрялось. Исетский тракт славился интенсивным по нему движением. Круглый год, но особенно с установлением санного пути, по нему в обоих направлениях двигались обозы, состоящие нередко из нескольких сот подвод. Они перевозили в Екатеринбург хлеб, сало, масло, мясо, различные товары — на богатые зауральские ярмарки, такие, например, как знаменитая Крестовская под Шадринском. В это время резко возрастали доходы постоялых дворов. Центром жизнедеятельности яма служил ямской двор во главе с ямским старостой или управителем (аналог сельского старосты). Староста руководил приемкой и отправкой почты; разверстывал между ямщиками работы («наряды») в соответствии с распределением паев. В каждом сибирском яме числилось 50 паев (это самый крупный размер в государстве). Именно обладание паем обусловливало право пользования земельным наделом и обязанность выставлять определенное число лошадей. Подводы иногда в ограде все не помещались, и часть оставалась на улице. Лошадей распрягали и отводили под навесы, где давали корм и поили. Обозников, что отмечали все современники, стряпухи кормили как на убой. На стол подавали до 10 перемен — щи, похлебка, каша, жареная картошка, пироги, рыба, мясо, квас с хреном. Угощали и пельменями — в старину их рассыпали прямо на чисто вымытый стол (клеенок тогда не было) и ели прямо руками. Спали на нарах в два яруса в избе, нагретой огромной печью: духота, клопы, тараканы — но сон у обозников богатырский Занятия шадринцев были разнообразными. Многие занимались извозом. Среди них: Хохлачкин В. (в т.ч. тройки на праздники), Земляных, 4 брата – земская почта, грузы, ямщина (Иван был старшим почтальоном в Зем. управе), Пантелеевы. М. – (держал ямщину до 200 лошадей) – до Екатеринбурга и везде, Демьяновских – извоз, ломовщииа, до 50 лошадей, Лазарев В. Е. (занимал весь квартал по ул. Володарского, где сейчас девятиэтажные дом). В деревянном зелёном двухэтажном доме (ул. Михайловская, 70), будучи в Шадринске, останавливался Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (1852-1912). Дом принадлежал Никите Пантелееву, который держал ямщину (перевозка людей) и был сам классным ямщиком. В одноэтажном доме рядом по улице Михайловской №68 жили ямщики (общежитие для холостых ямщиков), относился к ним строго, но снисходительно, а конюшни с лошадьми (до 200) занимали чуть не весь квартал внутри. По документам земской управы Никита Матвеевич Пантелеев был содержателем ямщицкой станции, при которой был постоялый двор. Личность была замечательная и яркая. Известно много рассказов старожилов о Пантелееве. К.Н.Донских рассказывал, что хозяин дома , ямщик Пантелеев был многосемейным и очень строгим, бывало во время обеда, если кто-нибудь из детей зашалит, Пантелеев, не говоря ни слова, стукнет «охаверника» по лбу и ест дальше. Проживали с ним по данным Ревизских сказок 1850 года жена, дети, бабка, тетка, брат, сестра. Шадринцы сохранили истории как он был в театре однажды, заснул, да как гаркнет на весь зал; и как мог телегу с грузом поднять; и как возил пермского губернатора с адъютантом на ярмарку в Кресты, что доверили только лично самому Никите Матвеевичу, предупредив, чтобы «культурно, без сильных выражений». Где там: «Держись! Шары стрясу!» — И ничего. Губернатор остался доволен, видно любил быструю езду! Николай Иванович Костылёв, самый старый из оставшихся коренных крестовлян, вспоминал: « Особый разговор — о ямщиках. Из крестовлян были братья Кузьмины (Иван, Федор, Константин — Семеновичи). Из шадринцев земскую почту возили братья Земляных, у них была всегда самая быстрая лошадь на скачках; Демьяновских занимался ломовщиной — перевозкой грузов в 50 лошадей. А ямщиной занимался — и был главным в этом деле — Никита Матвеевич Пантелеев. Имел он и свою постройку в Крестах. Старожилы рассказывали: «Раз возвращавшийся из Мишкино в половодье ямщик припозднился и попал на Барнёве в разлив, лошадей утопил, но сам выбрался. Пришёл с повинной, боится, но Пантелеев был рад, что человек-то живой остался». Но крутой нрав Никиты Матвеевича был запечатлен в пословице, которую записал В.П. Бирюков: «Бог-от — не Никита Пантелеев». Возможно, по предположению Н.А. Лапина, в 1856 году на постоялом дворе Пантелеева мог останавливаться декабрист Николай Петрович Свистунов, когда с молодой женой следовал из сибирской ссылки на родину. Д. Н. Мамин-Сибиряк бывал в Шадринске не один раз и в этом доме своего приятеля-ямщика гостил неоднократно. Никиту Пантелеева он изобразил в рассказе «Попростому». Нет, недаром дружил с Пантелеевым Д.Н. Мамин-Сибиряк — видел в нём истинно русского человека. В истории нашего города много еще белых пятен. Мы постарались собрать воедино сведения о ямщицкой гоньбе и ярком представителе ямщицкого промысла Никитие Матвеевиче Пантелееве. Автор: Свинина Виктория, 16 лет, краеведческий клуб «Мы-шадринцы» Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детства и юношества «РИТМ» Литература В.Н.Иовлева. Шадринские улицы. Шадринск, 2002 2. В.Н.Иовлева. Шадринск и его обитатели. Шадринск, 2006 3. Осинцев Л.П. «Носиловские дачи», Курган, «Периодика», 1993,с.79,105 4. А.В.Евсеев "Край родной" 5. ШФ ГАКО. И-474 Оп.1 Д.90 Шадринская городская дума. Обывательская книга. 6. ШФ ГАКО. И-321 Оп.1 Д.39 Росписи за 1895-1897 7. ШФ ГАКО. И-474 Оп.1 Д.1695 Ревизские сказки о мещанах города Шадринска 8. ШФ ГАКО. И-474 Оп.1 Д.84 Рекрутский список мещан на 1812 9. https://biograhy.wikireading.ru 10. ru.rodovid.org. 11. Гурлянд И.Я. Ямская гоньба в Московском государстве до конца XVII в. Ярославль, 1900; Катионов О.Н. Московско-Сибирский тракт и его жители в XVII—XIX вв. Новосибирск, 2004.