Перейти к содержимому

«Этнографическая основа в брендах города Шадринска»

Продолжаем публиковать материалы участников конференции, проводимой в рамках этнолого-краеведческого фестиваля имени М.Г. Казанцевой «Приисетье в пространстве и времени».

Сегодняшний материал «Этнографическая основа в брендах города Шадринска» подготовила Марина Ершова из творческой мастерской «Макошь» при Доме детства и юношества «РИТМ».

В последнее время количество символов города Шадринска возрастает. К традиционным гусю и кунице, присоединяются шадринский пряник, голубь, роспись, Царевна-лягушка. В основном, это бренды, история которых уходит корнями вглубь веков.

Основанный в 1662 году, Шадринск быстро развивался. На протяжении нескольких веков он являлся административным и торговым центром Исетского края. К началу XVIII века Шадринск развит настолько, что местные мастера начинают изготавливать предметы роскоши на продажу, пишут картины для убранства церквей. В это время начинают зарождаться уникальные особенности города Шадринска, которые по праву сейчас считаются известными брендами: пряник, лягушка, гусь, роспись.

Один из неоспоримых символов города – шадринский гусь. Порода создана в конце семнадцатого века в районе города Шадринска путем отбора и воспроизводства лучших особей, полученных от прирученных диких серых гусей в улучшенных условиях кормления и содержания. Работая в тридцатых годах прошлого века в одном из архивов Ленинграда, Евгений Федоров обнаружил документ второй половины XVIII века. Это было донесение шадринского воеводы о пожаре, в результате которого половина Шадринска выгорела дотла. Воевода не без умысла сообщал также, что из оставшейся половины града тараканы в поле ползут. А это признак того, сочинял секунд-майор, что и вторая половина Шадринска тоже непременно сгорит. Поэтому он просил правительствующий сенат повелеть жителям свои пожитки выбрать и поджечь вторую половину города, дабы он не загорелся не вовремя. Прочитав донесение, Екатерина II воскликнула:

— Любопытно видеть сего шадринского гуся, каков!

Она имела в виду воеводу, однако чиновники поняли слова буквально и отправили царице 12 гусей. Английскому послу, бывшему на обеде у императрицы, понравился жареный гусь, следствием чего явилось торговое соглашение между Россией и Англией о поставке шадринских гусей «в торговую англицкую землю». [5, с. 27-28]

Сатирическая повесть Федорова «Шадринский гусь», в основу которой положен этот факт, была отмечена в 1937 году на Ленинградском областном литературном конкурсе [5, с. 5].

Более 100 лет назад в шадринский учёный-этнограф Александр Никифорович Зырянов записал сказку о Царевне-лягушке и множество других. Сказки, записанные в Шадринском крае, попали в сборник русских народных сказок Александра Афанасьева. Теперь вся Россия могла прочитать: «Иван-царевич и Марфа-царевна», «Кощей Бессмертный», «Сивко-бурко», «Баба Яга и жихарь», «Царевна-лягушка». Среди этих сказок «Царевна-лягушка» выделяется тем, что в ней описываются обычаи и традиции Шадринской земли. Сказка учит, воспитывает, рассказывает о семейных ценностях [1, с. 25].

Сейчас Царевна-лягушка известна как символ города Шадринска. Много интересных мест в нашем городе связано с ее именем. Памятный знак Царевне-лягушке на улице Первомайской. Жители и гости города с удовольствием с ним фотографируются. В Центре русской народной культуры «Лад» есть «Музей Царевны-лягушки и сказок Шадринского края», открытый в 2014 году. В Центральной библиотеке имени А.Н. Зырянова появился памятник Царевне-лягушке. Считается, что если девушка потрет стрелу у лягушки - это к жениху, мужчины трут спинку лягушки - это к невесте.

В 2017 году Царевна-лягушка в образе Елены Прекрасной была нанесена на «Сказочную карту России». На этой карте отмечена родина Деда Мороза и Снегурочки, Кощея Бессмертного и Бабы Яги. Теперь на ней появился город Шадринск, как родина Царевны-лягушки. В 2019 году дом Густомесовых стал резиденцией Елены Прекрасной, а сказочный фестиваль стал прекрасной традицией [2].

Не только сказки записывал А.Н. Зырянов, но и очень подробно он описывал Шадринские промыслы. Одним из таких промыслов был пряничный. В XVIII веке в нашей стране широко развернулось пряничное производство, и знаменитый своими мастерами Шадринск стал одним из его крупнейших центров Громкая слава местных пряников не уступала знаменитости тульских. Все соседние губернии знали о мягких и вкусных шадринских пряниках. Девять тысяч сладких и душистых пудов лакомства ежегодно уходило по Сибирскому торговому пути. Пекли пряники из медового теста, которое иногда подкрашивали ягодным сиропом; после приготовления покрывали глазурью из цветного варёного сахара или сладкой позолотой.

Исторически пряник был не просто лакомством, он играл роль важнейшего атрибута русского быта. С давних времён он считался символом достатка и благополучия. На каждое событие в жизни русского человека был свой пряник - подарочный, прощальный, свадебный, поминальный [3, с. 15].

В современном Шадринске пряник так же остается символом достатка и благополучия, является отличным подарком для гостей и жителей города. Можно приобрести традиционный пряник или расписать своей рукой на мастер-классе.

Шадринская роспись не была похожа на известные на Руси хохломскую, филимоновскую, палеховскую росписи. Она произошла от урало-сибирской росписи, но краски у нашей росписи более яркие – красный, оранжевый, голубой, зеленый, жёлтый, цветы крупнее, листья с завитками изящнее.

С 2013 года преподаватель художественно-графического факультета Шадринского государственного педагогического университета Юрий Михайлович Кислицын проводит очень большую исследовательскую работу по изучению истории возникновения шадринской росписи, изучил и усвоил технику, выявил характерные особенности изображения растительных элементов, цветов и птиц [4].

Обобщая истории появления Шадринских брендов, хотелось бы отметить, что они появились, благодаря людям, которые жили и трудились на Шадринской земле. Это очень здорово, что наш город получает известность благодаря таким интересным символам. Богатая история Шадринска и наши знаменитые земляки известны не только в нашей стране, но и во всём мире.

Ершова Марина Владимировна, Творческая мастерская «Макошь»,

Петрова Алёна Андреевна,

педагог дополнительного образования первой квалификационной категории,

руководитель творческой мастерской «Макошь»,

МБУДО «Дом детства и юношества «РИТМ»

Список использованной литературы:

1. Бритвин А.М. Основоположник зауральского краеведенья А.Н. Зырянов. [Текст]// Зыряновские чтения./ 2-я межрегиональная научно-практическая конференция (Курган, 14-15 декабря 2004 год). Курган, 2004. – С. 25.

2. В Шадринске прошел фестиваль Елены Прекрасной [Электронный ресурс]http://www.shadr.info/news/2019/09/17/15885-v_shadrinske_proshel_vtoroi_festival_eleni_prekrasnoi/

3. ЗыряновА.Н. Промыслы в Шадринском уезде Пермской губернии. [Текст]/ Сост. С.Б.Борисов, ч.1 – Шадринск, 1997.

4. «Люди нашего города»: основатель мастерской шадринской художественной росписи Юрий Кислицын [Электронный ресурс] http://shadr.tv/lyudi-nashego-goroda-osnovatel-masterskoj-shadrinskoj-xudozhestvennoj-rospisi-yurij-kislicyn/

5. Федоров, Е.А. Шадринский гусь: Повести и новеллы. [Текст]/ Е.А. Федоров. – Курган, 1951.

Яндекс.Метрика