Широко используется вышивка в народном искусстве. Народная вышивка неподвластна изменениям моды. Её приёмы и узоры передаются из поколения в поколение практически без изменений. Они представляют собой совершенные образцы цветового и композиционного решения.
Вышивку с интересом разглядывают люди разных возрастов, полностью равнодушные к ней встречаются редко. Это и особый вид коммуникации. Занятие вышивкой даёт возможность собираться в группы любителей, где человек отвлекается от своих переживаний приятным занятием, дающим только положительные эмоции. Вышивание успокаивает, приводит в порядок мысли, снимает нервное напряжение.
Терешкович, Т.А. Уроки вышивания: [издание для досуга] / Татьяна Анатольевна Терешкович. – Мн.: Хэлтон, 2001. – 192 с. – (На все руки мастерица).
Данный учебник, рассчитанный на начинающих вышивальщиц, подробно ознакомит с основами практически всех техник ручного вышивания: простые и усложнённые варианты выполнения разных видов швов, их применение и сочетание в изделиях; характеристики, основы работы и использование таких техник, как вышивание крестом, гладью, ришелье, ковровое и строчевое шитьё и т.д. Также учебник предлагает интересные узоры вышивки.
Попивщая, С.И. Искусство вышивки: курс обучения / Светлана Игоревна Попивщая. – М.: Эксмо; СПб.: Валери СПД, 2004. – 240 с.: ил. – (Академия «Умелые руки»).
Автор знакомит нас с анималистической вышивкой, учит вышивать животных.
Первая часть книги называется «Двенадцать встреч с начинающими изучать вышивку». В ней рассказывается об основных видах вышивки, которые необходимо знать начинающим. У каждого вида рассматриваются группы стежков, например, у тамбурной вышивки рассматриваются тамбурный стежок, тамбурный строчной стежок, стежок вприкреп.
Главы снабжены пояснениями и советами, а также небольшими картинками-пиктограммами, помогающими ориентироваться в материале.
Во второй части – «Вышивание животных» - описываются приёмы вышивки животных, птиц, рыб и насекомых. Эта часть предназначена для овладевших основами этого вида декоративно-прикладного искусства по первой части книги, а также для опытных вышивальщиков.
Приводятся практические советы, как ухаживать за изделиями с вышивкой, как стирать их.
Даже если вышивальщица берётся копировать работу, уже сделанную кем-то, копия всё равно будет отличаться. Где-то по-другому лягут стежки, иначе заиграют краски – и вот уже перед нами самобытный, оригинальный труд.
Особое место занимает вышивка по библейским мотивам, которая стоит особо в этом виде декоративного искусства.
Опарина, Н.Н. Вышивка. Библейские мотивы / Наталья Николаевна Опарина; худ. Надежда Ильенко. – М.: Культура и традиции, 2002. – 64 с.
Традиция вышивания религиозных сюжетов пришла на Русь из Византии ещё в Х веке. Русские мастерицы быстро освоили это искусство. Так называемое лицевое шитьё считалось одним из видов иконописи, его использовали в убранстве храмов. Главными материалами были разноцветные шелка, золотые и серебряные нити, жемчуг, драгоценные камни. Монахини в монастырях вышивали оклады, покровы и тканевые части убранства икон, плащаницы, ризы. Постепенно сложились церковные каноны такой вышивки.
В творчестве автора книги сочетаются традиции народной и церковной вышивки, но свои работы она относит к светскому направлению, так как не следует строго классическим церковным канонам, а пытается как бы проиллюстрировать определённые события и писания из Библии, как это делали многие художники.
Свои картины Наталья Николаевна чаще всего выполняет гладью и ришелье, используя дополнительно тамбурный, стебельчатый швы, мерёжку, узелки, просо и другие.
Счётные швы, среди которых можно выделить вышивку крестом, придают работе вид законченного сюжета. Узор, созданный крестом, всегда чётко выверенный, аккуратный.
Альбом вышивки крестом: [издание для досуга]. – М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2001. – 64 с.
Альбом состоит из рисунков и подробных схем (от простых до самых сложных) для вышивания крестом. Это издание будет полезно как для тех, кто хочет научиться этому виду рукоделия, так и для профессионалов. Вместе с изображением цветовой гаммы и названием цветов в книге используется международная маркировка ниток (DMC).
Мельник, В.Я. Вышивка гладью. Виды швов. Уроки вышивки. Полезные советы / Валентина Яковлевна Мельник. – М.: Эксмо, 2006. – 64 с.
Вышивка гладью, сочетая в себе секреты народных традиций и свободу творческого эксперимента, завоёвывает в наше время всё большую популярность. От скромных платочков до вышитых картин – таково сегодняшнее применение этого старинного искусства.
Книга также содержит рекомендации и полезные советы по выбору ниток и тканей. На её страницах автор раскроет вам множество маленьких хитростей, даст несколько практических уроков и предложит готовые схемы для вышивки гладью.
Чудновская, А. Вышивка гладью: красота, достойная вас / Анна Чудновская. – М.: АСТ: Астрель; Люкс, 2005. – 272 с.
Автор книги по художественной глади – кандидат экономических наук, психолог, автор многих книг по психологии, оздоровлению и развитию личности, мастер вышивки китайской гладью. Частью психологии является терапевтическое влияние цвета на душу человека, поэтому А. Чудновская применила свой опыт в создании цветовой гармонии ткани и ниток при вышивании.
Яркие иллюстрации книги радуют глаз, вышивка представлена непосредственно на готовых изделиях. Иллюстрации оформители увеличили вдвое, что позволяет рассмотреть цветок, который вышивается, в деталях, даёт возможность более гармонично выполнить переход цветов от одной детали к другой.
Вышивка живёт, она ждёт правильного с ней обращения, понимает отношение к ней, чувствует прикосновения – ласковые и тёплые, раздражённые и холодные. И отвечает взаимностью: переживает, когда о ней забывают, страдает, когда её забрасывают.
Лоскуток ткани, лежащий перед мастерицей, содержит в себе целый мир. На него ещё не нанесён ни один стежок, и ничто не нарушает его законченности. Но художественный замысел вышивальщицы сможет преобразить его и вложить в него иной, отличный от первоначального, смысл. И тогда заиграет, заискрится, переливаясь всеми цветами, очередной неповторимый сюжет.