Одним из наиболее важных предметов домашнего хозяйства на Руси считалась хлебопечная лопата или садник. Имея вид плоской широкой лопаты на длинном черенке, предназначалась для отправки хлеба или пирогов в печь. Изготавливали её из цельного куска дерева — липового, осинового или ольхового.
Сложность изготовления инструмента состояла в том, что не так-то просто было подыскать ствол такой толщины 25-30 сантиметров с минимальным количеством сучков. С ровного и широкого дерева снимали кору и с помощью клиньев из древесины раскалывали пополам, получая две плахи. Из каждой плахи вытесывали по одной доске.
В повседневной жизни в отношении хлебной лопаты существовал ряд правил и запретов. Так, после того как хлеб поставили в печь, хлебную лопату надо было высоко поднять, дотронуться до балки или печной трубы, чтобы хлеб хорошо поднялся. Ставили лопату только ручкой вверх, и запрещалось ее использовать не по назначению. Считалось: тот, кто нарушит это правило, будет болеть, дети перестанут расти, хлеб перестанет подниматься, и такой лопатой в дальнейшем пользоваться было нельзя.
Выносили из дома садник только в исключительных случаях. При приближении градовой тучи ей как бы разгоняли облака, а иногда хозяйка просто выбрасывала с крыльца.
Хлебная лопата, которая постоянно соприкасается с огнём, обладающим очистительной и омолаживающей силой, конечно же, не могла не стать магическим орудием, её использовали во время лечения детей, в обряде «перепекания ребенка».
К обряду прибегали в случае рождения недоношенного, хилого младенца. Считалось, что если ребенок появился на свет раньше времени, если он слаб или болен, то это значит, что «не дозрел» в материнской утробе. А раз так, то нужно довести его до «нужной кондиции» с тем, чтобы он не только выжил, но и обрёл необходимые жизненные силы.
Младенца предварительно обмазывали ржаным тестом, замешанным на воде из трёх колодцев, оставляя свободными от него только рот и ноздри. Обмазанного ребенка укладывали на хлебную лопату, привязывали к ней и трижды отправляли на короткое время в тёплую печь.
Обычно этот обряд проводила бабка-знахарка или сама мать. Запекшееся на ребёнке тесто отдавали собакам. Ведь сам процесс перепекания был не медицинской процедурой, а символической. Таким образом, у ребёнка как бы сжигали болезнь. Обряд этот был очень живуч и в иных местах сохранялся вплоть до середины XX века.