«Что известнее для христиан креста Христова, который,
встречая наше вступление в мир сопровождает нас потом всюду во все время нашего странствования на земле — до нашего смиренного ложа в земной утробе, над которым в последний раз водружается он во свидетельство веры и надежды усопшего?»
Святой Иоанн Кронштадский
Православие немыслимо вне поклонения Кресту Господню. Крест сопровождает христианина, начиная с крещения, изображается на иконах, церковной утвари, украшениях. Нательный крестик носят на шее. Крест венчает главу храма, покоится на престоле, ставится как моленный, поклонный, благодарственный — возле храма, у дорог, в поле...
Каждый человек хоть раз видел кресты, стоящие на въезде в города, но не всякий обращал на них должного внимания, а жаль, ведь, кресты олицетворяют нашу веру, помогают нам на жизненном пути. Это символ признательности, надежды. Спросите любого подростка, да, пожалуй, и взрослого, он, вероятнее всего не сможет ничего вразумительного сказать по данному вопросу. Люди не знают потому что, эта тема мало освещена.
Что такое поклонный крест? Это духовная защита даже от невидимых врагов. Как и тысячу лет тому назад, Поклонный крест напоминает людям об исконной Православной вере. Многие считают крест духовным символом нации, памятником культуры.
Светлана Гнутова в статье «Под знаком креста» пишет, что отцы называли образ Креста Христова "животворящим", то есть созидающим. Это название имеет глубочайший смысл. Образ Креста и крестное знамение в Церкви животворны явлением силы Божией. Всеведущий и вездесущий Христос Спаситель всегда и всюду благодатно действует в изображаемом христианами Кресте. Благодать, исходящая через Крест, ощутима для каждого верующего человека. Она сокрушает силу бесов, очищает человеческую душу от страстей, наполняет ее дарами Святого Духа.
Вне храмов и кладбищ кресты ставили, прежде всего, с религиозными целями. Крест — знак нашего спасения. И как о спасении мы должны думать не только в храме, так и место креста в нашей жизни не может ограничиваться только храмом. Кресты воздвигали не только святые подвижники, которые тем самым освящали пустынные места, свидетельствуя о Благодати Божией, но и обычные люди разных сословий — от царей до крепостных крестьян. Кресты часто ставили для поклонения в тех местах, где не было храмов и часовен. У таких крестов, как правило, собирались местные жители и молились, такие кресты должны были напоминать путникам о Боге.
Первые основательные кресты возникли в апостольские времена. К примеру, летописец Нестор ещё в «Повести временных лет» описывает установление крестов святым апостолом Андреем Первозванным. Прямым прообразом миссионерского символа можно считать тот, который установила Ольга на берегу реки Великой рядом с Псковом около 1000 лет назад. Святая княгиня и её спутники заметили три небесных луча, встречающихся на земле.
Равноапостольный князь Владимир также следовал традиции воздвижения крестов. При нем кресты устанавливали на месте закладки города, церкви, монастыря как свидетельство об освящении места и об испрошении у Господа благословения на начало строительства. Вероятно, эта традиция пришла на Русь из Чехии и Моравии, где проповедовали святые Кирилл и Мефодий.
В дореволюционный период российской истории установка поклонных крестов была настолько широко распространена, что по надписям на этих крестах можно было, пожалуй, читать всю историю России. Особенно выделялись, в этом смысле, благодарственные кресты, воздвигавшиеся по обету (обещанию) в благодарность Господу за избавление от врагов, от различных бедствий, в благодарность за дарование наследника, за чудесное исцеление и т. п.
Клирик храма преподобного Серафима Саровского в Раеве, протоиерей Андрей Рахновский говорит: «Установка поклонных крестов — не только российская, а общехристианская традиция, которой многие сотни лет. Специалисты говорят, что на Руси поклонные кресты вблизи сел и городов, на развилках дорог существовали ещё до татаро-монгольского нашествия. Кресты бывают придорожные, памятные, то есть отмечающие особые события, благодарственные, поминальные. Причины для установки могут быть разными, но духовная суть одна — молитва, благодарность Богу. По словам святых отцов, поклонный крест — это духовный щит от врагов видимых и невидимых, часовой, лествица, которая соединяет молящегося с Небом. Иногда есть необходимость освятить место какого-то события, но нет возможности построить там часовню или храм. Тогда делают поклонный крест, чтобы любой проходящий, проезжающий мог здесь остановиться и помолиться. Установка совершается по благословению епископа или лица, которое епископ уполномочил такое благословение давать (это может быть и приходской священник)».
Кресты бывают разные. Одним из наиболее известных благодарственных крестов в истории России является крест, установленный в 1238 г. на том месте, где огромное войско Бату-хана повернуло назад, пройдя только часть пути до Новгорода. Этот древнерусский город спасся от татаро-монгольского погрома, и его жители, в благодарность Богу за спасение, поставили обетный крест в данном памятном месте.
В 1557г. царь Иоанн Грозный, в благодарность за рождение наследника Феодора установил поклонный крест неподалеку от Переяславля-Залесского.
На Руси имели популярность и придорожные кресты, которые ставились около дорог, неподалеку от селений и городов, чтобы человек, входя в них, мог вознести благодарственную молитву Господу и его святым за окончание трудного пути. Часто такими крестами отмечали и границы (межи) крупных сельскохозяйственных угодий, а иногда даже отдельных государств.
Установка поминальных крестов не всегда совпадают с местом погребения человека, но часто ставятся на месте его внезапной гибели. Одним же из наиболее известных поминальных крестов в современной России стал крест, установленный на Бутовском полигоне в 2007 г., на месте, где совершались массовые расстрелы.
Приметные (навигационные) кресты, высота которых достигала 14 м., служили ориентирами, как для мореплавателей, так и для обычных путников. Очень широко такими крестами пользовались поморы северной Руси, нанося их на лоцманские карты. Видимые издалека, они, как маяки указывали мореходам и рыбакам путь к спасительной пристани, где можно было переждать бурю. Подобный навигационный крест до сих пор, например, стоит в бухте Благополучия.
На постсоветском пространстве, в России возродилась традиция возведения поклонных крестов. Их ставят при въезде в крупные города, на месте разрушенных храмов, в память о жертвах репрессий и терактов и т.п.
Начиная с 1990-х годов, по всей России воздвигались поминальные поклонные кресты, напоминавшие о событиях мученической кончины многих невинных верующих людей. Одним из первых такой крест поставили на Соловках в августе 1992 г. Чуть позже, летом 1994 г., в честь всех Соловецких новомучеников воздвигли поминальный крест на острове Анзер у горы Голгофы.
Кресты – заместители храма ставятся на месте сгоревшего или разрушенного храма или отмечают место, на котором закладывают камень в основание будущего храма. Известен т. н. Святославов крест, установленный при закладке Георгиевского собора в г. Юрьеве-Польском. Это Распятие с предстоящими, которое является подлинным шедевром древнерусского искусства. Много таких крестов - заместителей появилось в эпоху возрождения Русского Православия после празднования 1000-летия Христианства на Руси.
Восьмиконечный православный крест, форма соответствует тому, на котором был распят Христос. Над средней длинной перекладиной находится прямая короткая, а под средней – косая короткая перекладина, верхний конец которой обращен на север, а нижний на юг. Наклонный брус напоминает о том, что справа от Христа (возвышенная часть) был распят раскаявшийся грешник, душа которого попала в рай, а слева – нераскаявшийся грешник, душа которого попала в ад.
Православные поклонные кресты могут быть изготовлены из дерева, железа. Существует большое разнообразие форм креста, часто встречающийся - это восьмиконечный, реже встречаются четырёхконечные каменные, литые. Причём могут быть разные окончания креста - как округлые, так и заострённые (треугольные). Подобная древнерусская форма креста является обозначением Троицы Живоначальной. Также излюбленной формой была утренняя Звезда. Кузнецы декорировали лучевое сияние, струящееся из центральной части креста, звёздами. Между прочим, задача визуализации жизненного духовного света была решена благодаря именно этим линиям. Кроме перечисленного выше на кресты наносились и другие изображения. Голубь и виноградная лоза с гроздями отражали Святой Дух. Изображение цветов символизирует прославление силы животворящей.
Поклонный крест, размеры и пропорции которого определены телосложением нашего Спасителя имеет свои размеры. Если взять за высоту восьмиконечного креста 1,0 м, то расстояние от самой крайней точки конструкции до перекладины, расположенной по центру, а также длина верхней балки составляет 0,382 м. Размер промежутка от средней до верхней перекладины равен 0,236 м. Расстояние от верхней части креста до ближайшей перекладины - 0,146 м. Расстояние от подножия конструкции до нижней перекошенной перекладины приравнивается к 0,5 м. Элементы, расположенные вертикально, вытягивались в связи с высотой сооружения или визуального созерцания креста с земли.
Основное правило при изготовлении поклонного креста - это правильный подбор древесины, а также пропорций в отношении высоты к окружности самого бруса. Чем выше поклонные кресты, изготовление которых выполняется опытными мастерами, тем тоньше должен быть брус. Применяются преимущественно уже испытанные породы древесины: морёный и обычный дуб, осина, тиковое дерево, ироко, кипарис, сосна. На фронтальной части конструкции воспроизводят имена господа: Царь Славы, Сын Бога, Иисус Христос и т. п. Тыльная часть поклонного креста предназначена погибшим за Слово Божие, а также преданным приверженцам Иисуса, потерявшим свою жизнь из-за верности Богу.
Существует большое разнообразие форм креста, часто встречающийся - это восьмиконечный, реже встречаются четырёхконечные. Причём могут быть разные окончания креста - как округлые, так и заострённые (треугольные).
Еще с начала 19 века появилась наука - ставрография, но ей занимались церковные ученые, они собирали материал, изучали виды крестов. Ставрография – наука, изучающая историю и символику Креста.
Во время советской власти роль креста была забыта, ведь вера была под запретом. Но на данный момент началось возрождение этой прекрасной научной деятельности. Выдающимся ученым и писателем в этой теме является Светлана Витальевна Гнутова, кандидат искусствоведения, член Искусствоведческой комиссии при Епархиальном совете г. Москвы, эксперт Министерства культуры РФ по декоративно-прикладному искусству. Ее научная деятельность многократно отмечена престижными премиями и наградами со стороны Русской Православной Церкви.Она написала замечательную книгу «Крест в России» и множество статей по этой теме.
В нашей области тоже существует множество поклонных крестов. В основном их возводят на средства простых горожан, в селах, где храмы были разрушены во времена СССР. Все кресты освящены.
Приведем примеры:
Поклонные кресты Зауралья
- Крест на въезде в с. Шмаково Кетовского района. Установлен по инициативе Администрации и жителей села, на средства сельчан. Молебен совершил руководитель епархиального отдела по церковной благотворительности и социальному служению протоиерей Владимир Алексеев.
- Крест в с. Озерное Звериноголовского района. Инициатор установки — глава Озернинского сельсовета Алмазов С.В. Установлен в память о церкви, которая была утрачена в 50-е годы ХХ века. Крест изготовлен и установлен на добровольные пожертвования жителей. Молебен совершил настоятель Крестовоздвиженского храма отец Владимир.
- Крест в п. Варгаши. Приурочен к завершению празднованию года 20-летия образования Курганской епархии и общецерковного прославления преподобного Далмата Исетского. Изготовлен и освящен совместными усилиями Администрации Варгашинского района и поселка Варгаши, коллективом завода ППСО, депутатом областной думы Дуплякина В.В. и коллектива Варгашинского ДРСП, сотрудников Варгашинского отдела полиции, предпринимателей Нестерова С.Н., Ситенко А.Н., Быкова С.Н., Архипова В.А. и прихожан Успенского прихода поселка Варгаши.
- Крест в с. Верхний Суварыш Далматовского района. Установка 8 июня 2014 г. В 2015 году были проведены работы по благоустройству территории у креста при участии волонтеров из местных жителей (Евгений Мишарин, Поспелов Александр, и тезки Анатолии, к сожалению бесфамильные).
- Крест в п. Чумляк, река Миасс Щучанского района. Молебен совершили священнослужители Западного благочиния Шадринской епархии: протоиерей Алексий Фасола, протоиерей Сергий Тельманов и иерей Александр Антонов, совместно с детьми воскресной школы села Варгановка, руководитель Никулина Г.А. и военнослужащими войсковых частей г. Щучье поставили поклонный крест.
- Крест в с. Канаши Шадринского района. Установлен на въезде в село по инициативе депутата Шадринской районной Думы Вячеслава Воложанина. На торжественном открытии присутствовали глава Канашского сельсовета Александр Пестерев, а также жители села. Крест освятил настоятель Спасо-Преображенского Собора протоиерей отец Владимир.
- Крест в с. Красномыльское Шадринского района. С инициативой установить в окрестностях села поклонный крест к отцу Димитрию обратились прихожане. Они собрали денежные средства и изготовили крест. Крестным ходом собравшиеся сельчане прошли до места, где и установили поклонный крест. 27 августа 2016 г. в селе Красномыльское состоялось освящение поклонного креста. Чин освящения совершил настоятель Спасо-Преображенского собора города Шадринска протоиерей Димитрий Мельников.
- Крест в г. Шадринске, на Городище. Автор проекта – председатель городского клуба туристов Мурзин В.Ю. ,(ныне депутат Шадринской городской Думы), исполнитель – мастер-резчик Спирин В.А. 22 июня 2002 года в память об ушедших на фронт был установлен памятный деревянный крест. Инициатор – председатель шадринской группы ветеранов Карельского, Волховского, Ленинградского фронтов Живодров Ф.И. В изготовлении помогли: секретарь Шадринского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Табуева Л.И., скульптор Галяминских А.С., Шадринский телефонный завод, Шадринский завод полграфических машин, Шадринский автоагрегатный завод. Отец Михаил, настоятель Свято-Николаевского храма, окропил крест святой водой. Надпись на нем гласит: «Вечная память павшим воинам. Сей крест установлен в память шадринцев – воинов 367 дивизии».
- Крест в с. Новоиковское, Каргапольского района. Установлен в день памяти св. вмч. Георгия Победоносца.
- Крест в Далматовском районе на месте разрушенной приписной часовни, посвящено Святому пророку Илие (2015 год). Крест изготовлен и установлен на добровольные пожертвования прихожан Никольского храма г. Далматово и жителей села Красноисетское Далматовского района. По благословению высокопреосвященнейшего архиепископа Курганского и Шадринского Константина был установлен памятный поклонный крест. Молебен с водосвятием отслужил настоятель Никольского храма г. Далматово протоиерей Евфимий Козловцев.
Самый известный поклонный крест г. Шадринска – это тот, который установлен в память войнам 367 Краснознаменной стрелковой дивизии, которая формировалась в городе в годы Великой Отечественной войны. Надпись на нем гласит: «Вечная память павшим воинам. Сей крест установлен в память шадринцев – воинов 367 дивизии».
Шадринск – перекресток четырех дорог. Из него можно попасть в г. Челябинск и в г. Тюмень, в г. Екатеринбург и в г. Курган. Заинтересовавшись, есть ли кресты на выездах из Шадринска, были совершены небольшие путешествия и на карте отмечены места их расположения. Вышло так, что поклонные кресты провожают путешественников из города и первыми встречают гостей Шадринска, как бы приветствую путников и благословляя их на добрые дела.
Одним из последних крестов в Шадринске был установлен поклонный крест в районе Северного поселка, где сегодня на средства жителей города возводится церковь в честь Святого Равноапостольного князя Владимира. Автор креста – Игорь, так он просил себя называть.
Игорь рассказал, что с детства занимался работой по дереву, сделал распятие в Маслянском храме, так же выполнял работы и в других храмах. В детстве рос в неверующей семье, но однажды встретил человека верующего, силой и волею его удивился, так вот и пришел к религии. Про крест в Северном поселке сказал, что сделал его по просьбе батюшки. «Раз Бог награждает талантами, вот и делаем". Да еще и сынишка предложил: «Давай, сделаем красивый крест». «Было легко и с удовольствием работать, и сын помогал, вот всё и прошло без проблем». Сама установка креста происходила с участием священнослужителя - батюшки Владимира.
На вопрос: «Для чего это Вы все делаете?», Игорь ответил: «Хочу, чтобы у подростков была возможность в храм ходить. Ведь за нами прошлое, за вами будущее. Хочу, чтобы дети в храме росли. Главное это любовь и вера человека, крест же отгоняет всё плохое от нас».
Очень важно знать значение памятников культуры, потому что своим существованием они сохраняют историю. Время, потраченное на изучение истории происхождения, расположение поклонных крестов, потрачено не зря. Найденный материал поможет краеведам в углублении знаний по теме.
И еще. Сооружением креста в Северном поселке история не заканчивается. В канцелярии Шадринской епархии рассказали, что утраченный поклонный крест на Тумановской горе скоро будет восстановлен. В Воскресенском приходе г. Шадринска существует схема планировочной организации того места, где будет установлен крест.
А это значит, что поклонные кресты еще будут появляться. Кресты — для верующих, а не вопреки неверующим.
Поклонный крест
Средь степи, подпёртый ветром, возвышаясь над мирским,
Крест стоит... под мирным небом - ожиданиям людским!!!
Крест поклонный - символ Веры, Благочестия завет...
Он поставлен, как надежда, как спасение от бед!!!
По былинам и сказаньям - для попутчика посыл,
Был поставлен у селений и имел глубокий смысл.
В путь - дорогу собираясь, покидая отчий край,
У Креста молитвы слово, отъезжающий давал.
Обращаясь к Божьей власти, он молил побольше сил,
И в сражениях, походах ... милосердия просил...
Отдавал мольбы он в требах, осенял себя крестом,
Укрепленный Верой Божьей, голову склонял в поклон!!!
Возвращаясь из скитаний, билось сердца теплота,
У Креста от пожеланья, нарождалась доброта.
И опять в Душе казацкой, отражением судьбы,
Уходило всё плохое от поклона простоты....
Там где Церкви жгли, беснуясь, убивая Веры Храм,
Светлоликие иконы превращали в пепла храм...
Где терзали люд безвинный, убивали дух Христа,
Поднимаются Голгофы, как подножия Креста!!!
Это место есть святыня, освященная мольбой ,
Вот где можем вспомнить горе, окропленное слезой.
На Кресте Иисус страдая, проходил кровавый путь,
Он дарил нам искупление и смиренья тверди суть...
Умирая в муках тяжких, не просил себе покой...
Он показывал, как надо в жизни жертвовать собой!!!
На востоке солнце встанет, алой краской будто кровь,
Обольёт Креста фигуру, нам напомнит вновь и вновь,
Жизнь хрупка и суетлива, Веры твердь Душой полна,
И не страшны испытанья и поступка суть сильна!!!
Тень скользнёт, как будто руки, распростертые в разлет,
Крест обнимет нашу землю... слово Божие пошлёт....
28.09.2012г. Галкин О. Волгоград
Автор — Голованова Элеонора, 10 класс, МКОУ «СОШ №4».