Перейти к содержимому

Рубрика «ВОЛШЕБНЫЕ СУЩЕСТВА ЗАУРАЛЬЯ». БАННИК

В стародавние времена на Зауральской сторонушке жили-были бок о бок с людьми лесные и домашние духи, водяные и русалки, черти и колдуны, огненные змеи – представители темной и нечистой силы. Это всё соседи человека – опасные, часто невидимые или принимающие невинный вид перевертыши. Так, о чем мы толк ведем?

А мы продолжаем рубрику «ВОЛШЕБНЫЕ СУЩЕСТВА ЗАУРАЛЬЯ».

Славен Шадринский край быличками, заговорами, сказками, легендами, которые живут и сегодня. В ней мы будем рассказывать о чудесных существах, бытующих в фольклоре нашего Зауралья. Они всегда выглядят пугающе, стремятся предупредить человека или навредить ему. От них никуда не деться, но необходимо научится жить рядом с ними!

Сегодня поговорим о баннике. Кто же это такой? Почему с ним нужно жить в ладу?

Издревле в бане наши предки мылись, стирали одежду, лечились, гадали, рожали, совершали различные ритуалы, поэтому это не простое место. Баня являлась символом чистоты как физической, так и духовной. Баня – промежуточное звено между своим пространством (домом, двором) и чужим – неизвестным: рекой, болотом, лесом и полем. О двойственном значении бани вторят пословицы: «Баня лечит, баня калечит», «Баня парит, баня все правит», «И в бане болячка садиться». Идя в баню, зауральцы снимали нательный крест, а после бани, как после похорон, мыли руки. «Крестьянская баня – место нечистое и неосвященное <…> издавна считалась местом обитания или, по крайней мере, временного пребывания самой различной нечистой силы», - обобщила Н.С. Шапарова в «Краткой энциклопедии славянской мифологии». Баню принято было топить и ходить мыться «партиями» - группами по нескольку человек. Обычно таких «партий» было три. Если нужно было еще кому-то мыться, следовало заново топить.

Не случайно с баней связано много легенд и преданий. Как у всякого дома, двора, дворовой постройки у бани был свой хозяин. Банник – это существо, злой дух, живущий в бане. В литературе можно также встретить таких представителей «банной» силы, как обдериха и черти. Обдериха – это женщина или жена банника. Она появляется в бане после того, как там прошли роды. Этот дух очень коварен и может обращаться в знакомого человека, заманивает попариться в баню и парить да смерти. Но популярнее банник. У банника сложный и противоречивый характер, ведь место его пребывания связано с двумя стихиями: огня и воды. Вода, как известно, - разграничение между живым и мертвым мирами. Н.С. Шапарова в «Краткой энциклопедии славянской мифологии» озвучивала спорную версию связей духа бани с заложенными покойниками: «здесь <…> могли пребывать души умерших, по преимуществу, души «нечистых», «заложенных покойников». В зимнее время в тех краях, где лютовали морозы, покойников нередко хоронили под полом бани.

Это был единственный участок почвы, где земля поддавалась лопате. Кроме того, после родов послед также закапывали под баней, считая, что так сохранятся добрые силы, которыми боги наделяли мать.

По быличкам известно, что в бане в 12 часов парятся черти – только шум стоит. Четвертый пар – тот, что оставался после трех партий, обычай велит оставить баннику. Это его банная пора. Если сделаешь неправильно, банник может рассердиться и начнет бросать в тебя горячими камнями, может облить кипятком. Он ведь за каменкой живет. У кого и под потолком. Если кто пойдет париться в баню в это время, то живым не выйдет: черти задушат. Если не убежишь из бани задом наперед, то насмерть запарит.

Банника, как существо из другого мира, наши предки наделяли функциями провидца, с его помощью предсказывали себе будущую семью, жениха. Повсеместно известно гадание на Святках в бане: девушки выставляли в оконце, вынув из него стекло, ту часть тела, что ниже поясницы. Поглаживание голого тела мохнатой рукой обозначало богатую жизнь. И наоборот голая рука – признак замужества с бедным. Есть тексты, в которых девушки поднимали подолы, находясь вне бани, и тоже обнаженную нижнюю часть вставляли в оконце, дожидаясь поглаживания того, кто находился в бане.

В деревне банника принято было задабривать: оставить воды помыться, мыло и новый веник. Веник, которым парятся, в дом не заносили, оставляли сразу в бане. Задабривали банника кусочком черного хлеба, посыпанным солью. Г.М. Хлестова, 1925 г.р. утверждала: «Но самое главное угощение – черная курица. Когда выстроят новую баню, надо взять черную курицу, задушить ее и прямо в перьях закопать под порогом. Потом задом наперед идут от бани и несколько раз кланяются ей. Путники решали раньше: лучше в стогу сена ночевать, чем в бане». А если в бане ночевали, то должны были попросить разрешения посетить владения, а при выходе поблагодарить дедушку банника.

Однако уважение к традициям русской бани и её обрядам может наполнить новым смыслом привычные процедуры парения. В любом случае, будьте осторожны и внимательны при посещении бани: вдруг Банник захочет пошалить?..

Яндекс.Метрика