Перейти к содержимому

«Русская печь – душа крестьянской избы Зауралья»

Продолжаем публиковать материалы участников конференции, проводимой в рамках этнолого-краеведческого фестиваля имени М.Г. Казанцевой «Приисетье в пространстве и времени».

Сегодняшний материал «Русская печь – душа крестьянской избы Зауралья» подготовил ученик школы №2 Юрий Карпов.

Изучая историю родного края, мы открываем границы неизвестного. Все, что раньше было постоянным и неотъемлемым, становится далеким и забытым. Уходит в прошлое и такой элемент быта как русская печь. Современный человек стремится к легкости и комфорту. На смену глиняных, кирпичных печей в наш быт пришли газовые и электрические. Тема исследовательской работы - «Русская печь - душа крестьянской избы Зауралья». Актуальность темы очевидна. Современный человек никогда не должен забывать прошлое своей страны, должен знать историю родного края.

Как выглядит русская печь? Для чего она нужна? Какими свойствами обладает? Как построить русскую печь? Ответы на эти вопросы автор попытался найти в ходе исследования.

Исследование включает в себя работу с книгами, анкетирование учащихся школы, социальный опрос жителей города Шадринска и Шадринского района (населенные пункты: Завьялово, Маслянское, Верхозино, Кондакова, Кокорино, Ильтяково), интервью, посещение исторических сайтов и форумов в сети Интернет.

Цель исследовательской работы – изучить русскую печь, показать историческую значимость русской печи в жизни людей.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи: 1) изучить историю создания русской печи; 2) определить способы кладки; 3) доказать, что печь была центром, вокруг которого строилась жизнь русского человека.

Актуальность исследования подтвердили результаты анкетирования, проведенного среди 50 учащихся МКОУ «СОШ №2». Учащиеся плохо знают для чего предназначалась русская печь, мало информированы о том, какие блюда можно было приготовить в печи, и совсем не знают ее строение.

Изучение истории русской печи я начал со словаря С.И. Ожегова, вот такое определение мне удалось найти.

Русская печь (по словарю С.И. Ожегова) – это сооружение из камня или кирпича для отопления помещений и приготовления пищи, приспособленное для лежанки сверху.

Русская печь на Руси появилась примерно в 15 веке и стала основным средством отопления жилищных помещений и приготовление пищи. Первые печи назывались глинобитными курными очагами, появились они примерно в 10-11веках. Глинобитные печи ставились на деревянном опечье, представлявшем собой выступающие над полом четыре столба, вертикально врытые в землю. На этом основании делали свод из досок и огораживали его внешней опалубкой. В опалубку клали смоченную водой глину, которую тщательно утаптывали ногами. Получалось подобие большого глиняного кома. Затем изнутри и снаружи убирали доски и немедленно разводили в печи огонь. Очаг получался крепким и надежным. Такие печи топились «по-черному», так как не имели дымовых труб (не было системы вытяжки дыма). Дым, который выходил из печи, заполнял всё помещение и выходил наружу через верхний притвор приоткрытых входных дверей. Именно поэтому такие печи называли курными.

В прокуренной дымом избе никогда не было тараканов и клопов. Многие учёные считают, что топка по-чёрному была так же эффективным средством борьбы с эпидемиями. Может быть, поэтому страшная эпидемия чумы, разразившаяся в своё время в Европе, менее всего коснулась Руси.

Со временем в стенах дома возле печки чуть ниже потолка стали изготавливать небольшие отверстия, через которые дым мог выходить из избы. После того как печь истопится, эти отверстия заволакивали, то есть закрывали специальными заслонками, которые были изготовлены из дерева. Такие окна стали называть волоковыми.

Еще одной разновидностью топки являлась печь «по-серому». В такой системе дым из избы выходил на чердак и выветривался через щели в кровле. Следует отметить, что курные печи были опасны, так как они являлись причиной пожара. Чтобы избавиться от обширных пожаров, в 1571 году был издан указ, запрещающий топить печи с начала весны до самой зимы. Готовить пищу разрешалось только в надворных печах. Из-за частых пожаров людям пришлось придумывать другую систему отопления. Московские печники смогли изобрести новый способ отвода дыма. Над устьем горнила изготовили колпак – дымосборник, Новые дымники усилили тягу, улучшили горение, но стали причиной снижения тепла (часть тепла уходила в трубу) и частых пожаров, так как первые трубы изготавливались из дерева (дымница). Чтобы система вытяжки была безопасной, требовалась труба из кирпичной кладки, но не все могли себе это позволить, так как ее изготовление было очень дорогим.

После печей «по-серому» появилась «белая печь», она топилась чисто, без задымления избы.

Русскую печь не так-то просто сложить. Для кладки кирпичей должна использоваться специальная глина. Необходимо рассчитать правильный зазор между кирпичами, выбрать нужную толщину стенок. Для строительства печи мастеру требуется примерно 768 кирпичей.

В начале кладки изготавливалось основание печи – «опечье». Оно могло быть простым или с подпечьем, которое предназначалось для хранения ухвата, кочерги, цапальника для сковородок. Следующим этапом была кладка подошвы печи, она называется «под». Над подом сооружался «свод», который еще называли «небом». Изготовить его было делом не простым, нужно было использовать деревянные доски полукруглой формы, которые устанавливались для поддержания кирпичей свода. Эти доски перед установкой ставили на кирпич или бруски нужной высоты. Когда свод был готов, эти бруски, которые служили подставкой, выбивали и легко вынимали доски из печи. Под и свод являлись внутренней полукруглой частью печи, которая называется «горнило». Когда свод был готов, перед ним изготавливали устье, которое закрывалось заслонкой и специальную полку для чугунков и жарки продуктов - шесток с загнеткой. Передняя часть шестка называется «чело». Над шестком выкладывали трубу. Начало трубы называется «хайло», за ним выше к потолку устанавливалась вьюшка с дверкой, которая предназначена для чистки и извлечения сажи из трубы. Выше располагалась задвижка, которая предназначалась для перекрытия трубы. В боковой или в передней части печи выкладывали печурки для сушки и хранения мелких вещей. Боковая часть печи называется «зеркало», перед ней устанавливалось «припечье». Верхняя часть печи - «лежанка».

После завершения работы печь не торопились сильно топить, разжигали понемногу, иначе она могла треснуть.

Высказывание «изба строится вокруг печи» как нельзя лучше раскрывает значимость русской печи, которая для крестьянина Зауралья была центром его повседневного быта. Жизнь складывалась возле печки, так как она грела, сушила, варила, парила, жарила, использовалась для сна и лечила. По огню и треску дров в печи можно было даже предсказать погоду.

В школе среди учащихся я провел социальный опрос на тему: «История русской печи». В опросе участвовало 50 учащихся.

Я задал вопросы, на которые ученики дали следующие ответы:

  1. «Что такое русская печь?» - знают 98% учащихся.

2. «Для чего предназначалась русская печь?» – знают 65%учащихся.

3. «Строение русской печи» - знают 0 % учащихся.

4. «Какие блюда готовили в русской печи?» – справились с заданием 36% учащихся.

5. «Какие предметы нужны для работы у русской печи?» – знают только 32% опрошенных.

Изучив литературу по теме исследования, пообщавшись с местными жителями и воочию увидев сохранившиеся русские печи, удалось достигнуть поставленной цели исследовательской работы.

Автор: Карпов Юрий Иванович,

9-В класс, МКОУ «СОШ №2».

Руководитель: Селиванов В. Е.,

учитель истории МКОУ «СОШ №2».

Список использованных источников:

  1. Александров, В.А. На путях из Земли Пермской в Сибирь: очерки этнографии северноуральского крестьянства XVII – XX вв. / В.А. Александров, И.В. Власова, И.А. Кремлева и др. - М.: Наука, 1989. – 352 с.
  2. Афонькин, С.Ю. Православные святые / С.Ю. Афонькин. - СПб.: БКК, 2010.
  3. Ковалев, В.М. Русская кухня: традиции и обычаи / В.М. Ковалев, Н.П. Могильный. – М.: Сов. Россия, 1990. – 256 с.
  4. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: Около 100000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов / под ред. Л.И. Скворцов. – М.: ОНИКС-ЛИТ. Мир и Образование, 2012. – 1376 с.
Яндекс.Метрика