Перейти к содержимому

Старинное рукоделие на современный лад

Выявить и поощрить талантливых ребят нашего города, а также популяризировать виды старинных рукоделий призвана ежегодная выставка юных мастеров «Жар-птица», организатором которой является Центр русской народной культуры «Лад».

Победителям выставки вручается именная премия почётного гражданина г. Шадринска Владимира Колотушкина. В этом году среди призёров творческая мастерская «Макошь», действующая на базе Дома детства и юношества «РИТМ» под руководством Алёны Петровой, и текстильная мастерская центра «Лад», руководит которой Лариса Гуляева.

Вручение премий в размере 10000 рублей состоялось накануне Дня города. Мы пообщались с руководителями мастерских, которые рассказали об особенностях ткачества в нашем крае, а также о том, насколько древнее рукоделие актуально в наши дни.

Говоря об увлечении современных детей ткачеством, педагоги отметили, что этот вид рукоделия привлекает не только девчонок, но и мальчишек. Увлёкшись поначалу технической стороной процесса (ткацкий станок при посещении мастерской многие видят впервые), потом они проявляют кропотливость и усидчивость при изготовлении тканых изделий. Возникновению познавательного интереса у ребят способствует и то, что во время ознакомительной экскурсии все устройства можно трогать и подробно рассматривать в отличие от музейных экспонатов.

Зажечь искру творчества у воспитанников помогают педагоги. Творческая мастерская «Макошь» работает уже 2 года. За это время участники мастерской стали призёрами конкурсов не только городского, но и областного и всероссийского уровней. Сама Алёна Андреевна увлеклась ткачеством в студенческие годы. Во время учёбы в педагогическом институте она стала посещать занятия в центре «Лад», где впервые увидела бердо – приспособление для ручного ткачества. Педагогом в новом для студентки деле стала Марина Геннадьевна Казанцева – этнограф и мастер традиционных женских рукоделий Центра «Лад». С тех пор Алёна Петрова продолжает совершенствовать ткацкие навыки. Отвечая на вопрос, чем привлекает этот вид рукоделия, наша собеседница ответила, что ей нравится работать с нитками, во время работы приходит душевный покой, упорядочиваются мысли. Кроме того, от взаимодействия с такими натуральными материалами, как хлопок, лён и шерсть, получаешь особое удовольствие.

Рассказывая о своём знакомстве с ткачеством, Лариса Вениаминовна заметила, что стала заниматься этим видом рукоделия, можно сказать, случайно. Имея богатый опыт вязания, моделирования и шитья одежды, фриволите, вышивки, она поддержала руководство центра «Лад» в предложении освоить ещё одно направление, которым она виртуозно овладела. Сегодня, спустя 6 лет, педагог передаёт полученные знания и навыки шадринской молодёжи. Казалось бы, для чего сегодня нужны тканые изделия ручного изготовления, ведь всё можно купить в магазине? Лариса Гуляева отметила, что традиционная одежда имеет свои особенности кроя и украшения, которые продиктованы старинными обычаями. Тем приятнее видеть результаты своего труда: наряды для коллег используются на тематических мероприятиях и конкурсах различных уровней.

В мастерской есть воспитанники, которые занимаются ткачеством не один год. К примеру, Вика Неумоина за 6 лет достигла высокого уровня мастерства в этом рукоделии. При большой поддержке родителей и педагога за время занятий в центре «Лад» девочка раскрыла не только творческие таланты, но и получила большие навыки общения и расширила свой кругозор.

Стоит отметить, что современная женщина применяет изделия рукоделия для повседневной носки. Например, традиционную шадринскую синелевую вышивку можно увидеть на палантинах, платках, платьях, сарафанах, сумочках и т. д. Мастерицы с удовольствием готовят своими руками изделия в подарок, ведь ценителей эксклюзивных вещей с каждым годом становится всё больше. К слову, изделия ручной работы сегодня достаточно дороги, поэтому, овладев навыками, можно изготавливать эксклюзивную одежду. Ещё одной отличительной особенностью таких изделий является теплота, ведь мастер при их изготовлении вкладывает душу в течение не одного дня, а это чувствуется – у вещей особая энергетика.

Рассказывая об особенностях местных традиционных рукоделий, Алёна Петрова и Лариса Гуляева отметили, что для женщин Шадринского уезда был характерен особый праздничный костюм: рубаха, сарафан и обязательно запон (фартук). Интересно, что на различных фестивалях, проходящих в других регионах, люди могут узнать шадринских мастериц именно по запону – выдаёт их темный тон и яркий вышитый синелью или вывязанный узор. Такие запоны видны издалека, да и, скорее всего, раньше девушки выбирали такой вариант, чтобы привлечь к себе внимание потенциальных женихов. Вышивкой украшались и лакомники – небольшие женские сумочки. Также шадринские сарафаны отличались объёмом: ширина подола доходила до трёх метров, а количество нижних юбок порой равнялось пятнадцати. Как женщины ходили в такой конструкции, сегодня только можно догадываться, а тогда пышность форм показывала детородность и работоспособность будущей жены. Качество сшитой девушкой одежды проверяли потенциальные свекрови, которые могли посмотретьь, насколько ровные и аккуратные швы на одежде возможной невестки, ведь выбирали её родители юноши. Если девушка аккуратно и чистоплотно одета, то и хозяйкой она станет хорошей. Так что обладание навыками различных рукоделий играло немалую роль в устройстве судьбы девушки. Отличала шадринских женщин и наличие кружевного края на нижней юбке, который был виден.

Шадринские гарусные праздничные пояса (сотканные из гаруса – шерсти), также выделяются яркостью и наличием надписей, изготавливают их на карточках или дощечках. Отличительной особенностью является так называемая растяжка цвета – переход от более тёмного до более светлого тона. Если говорить о текстах, которыми мастерицы украшали пояса, то они имели особый смысл. Традиционно на поясах можно было увидеть пожелания, тексты частушек и песен и даже молитвы. В фонде центра «Лад» хранится пояс, на котором написано: «Взвейся выше, понесися, ты мой сизый голубок, на том месте опустися, где мой миленький дружок. От меня ты поклонися и отдай сей поясок».

Упоминание о тканых изделиях можно встретить и в русских народных сказках. Читая строки о том, что на пиру на дубовые столы были постелены браные скатерти, следует понимать, что браная техника выполнения узоров на ткани была довольно трудоёмкой. Такие изделия очень ценились, поэтому дорогостоящие вещи доставались только в особенных случаях.

Подводя итоги беседы, мастерицы отметили, что в последние годы возвращается мода на этнографию, поэтому интерес молодёжи к старинным рукоделиям не уменьшается. И если поначалу взрослые приводят детей на занятия ткачеством, чтобы к школе развить мелкую моторику рук, то впоследствии ребята видят в рукоделии особый смысл. Обучая ребят тонкостям процесса, педагоги параллельно передают подрастающему поколению семейные традиции нашего края, что является важным для патриотического воспитания шадринских детей.

Оксана ЗАДОРИНА.

Газета "ВАША ВЫГОДА".

Яндекс.Метрика